Л. Е. БАЛАШОВ
РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ-ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ (ЧТО БЫЛО И ЧТО БУДЕТ)
М.: ACADEMIA, 2000–2001. — 31 с.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ .................................. |
3 |
Сначала о социальном эксперименте .......................... |
3 |
“Наше время” и ложный объективизм ........................ |
8 |
Испытание России войной ........................... .............. |
11 |
Целостность России, ее действительный и возможный распад ...................................................................... |
11 |
Политическое раскрепощение ..................................... |
12 |
Экономическое раскрепощение ...... ............................. |
12 |
Россия молодая ......................................................... |
13 |
Что ждет Россию в XXI веке? .................................... |
13 |
2. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ .................... |
14 |
3. МИР НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ ........................................ |
16 |
4. МИР НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ .......................... |
19 |
В чем состоит исторический прогресс? ....................... |
20 |
Периодизация человеческой истории .......................... |
21 |
5. СТАНОВЛЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, РЕВОЛЮЦИЯ .......... |
25 |
Эволюция и революция в человеческом обществе ........ |
28 |
Посвящаю
Валерию Александровичу Кувакину,
другу и соратнику по гуманистическому движению
Рубеж веков и тысячелетий — хороший повод поразмышлять над тем, что было и что будет. На этом рубеже встречаются-сталкиваются наше прошлое и будущее, история и футурология.
1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
ХХ век — самый тяжелый в истории России.
Во-первых, страна пережила невиданный в истории человечества социальный эксперимент с многочисленными жертвами и потерями.
Во-вторых, этот век оказался веком самых кровавых войн: первой мировой, гражданской и великой отечественной. В огне войн погибло несколько десятков миллионов людей.
И, в-третьих, период роста территории сменился периодом распада. Россия дважды испытала распад: в 1918-1920 г.г. и в 1991 г.
Теперь, если говорить в целом о жизни России за последние 100 лет, то можно сказать, что доставшиеся на ее долю испытания не поколебали основы ее жизни. Россия выдержала все испытания с честью, если позволительно говорить о ней как о личности. Она сохранила основную территорию и основной состав населения. Более того. В чем-то она приумножила достижения предшествующего периода. Наиболее крупное из ее достижений: выход в космос и освоение космического пространства. Это достижение поистине всемирно-исторического значения.
Итак, всё по порядку.
Сначала о социальном эксперименте
О коммунистической идеологии вообще и о том, кто несет ответственность за всё, что случилось с нами в XX веке
. Некоторые полагают, что хотя большевики и ведут свою родословную от К. Маркса, на самом деле они не были марксистами, что они исказили марксизм, что из марксизма и из опыта революционных учений и движений прошлого они взяли самое плохое. Если бы всё было так просто... С моей точки зрения, большевизм-коммунизм — глубочайшее явление человеческой истории, своими корнями уходит в десятки тысяч лет назад. Здесь и первобытные общины, и кастовый строй в Египте, и Спарта, и, наконец, теория идеального государства Платона (см., например:— Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4, М., 1994. С. 191 (Законы, 739 c-e)). От последней, кстати, ведут свое происхождение бесчисленные утопические теории социалистов и коммунистов. Сам Маркс говорил об этом (что коммунизм ведет свое происхождение от Платона, с его идеи обобществления имущества) (См.: К. Маркс. Статья “Коммунизм и аугсбургская “Allgemeine zeitung”. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 117-118).И Маркс, и Гегель несут ответственность за коммунистическую идеологию и, соответственно, за коммунистическое движение. Гегель — духовный отец тоталитаризма. Именно он говорил о ничтожности индивидуального сознания, именно он абсолютизировал целое, организм и недооценивал отдельную часть, единичку, отдельную личность. Он считал, что отдельный человек — всего лишь наличное бытие, нечто примитивное, неразвитое, и только целое, абсолютный мировой дух — истина бытия. С его точки зрения наличное бытие — лишь ступень в движении к бытию, к тому, что должно прийти, наступить. Для Гегеля отдельная человеческая личность, в конечном счете, — пыль, ничто (в “Философии истории” он писал, что в большинстве случаев частное “слишком незначительно в сравнении со всеобщим, индивиды приносятся в жертву и обрекаются на гибель” — Гегель. Соч. Т. VIII. М.-Л., 1935. С. 32.).
Эту философию воспринял и Маркс. Правда, он слегка “разбавил” ее некоторыми представлениями, идущими от английского эмпиризма и французского материализма. У последних, как мы знаем, был сильный крен в сторону признания реальности единичного, особенного, индивидуального.
Гуманистические мотивы, имеющиеся в учении Маркса, многократно перекрываются его тоталитаристскими по своей сути идеями, всем строем его мышления. У него есть поистине чудовищные, людоедские высказывания. Две цитаты.
Вот что он говорил в 1849 году, анализируя результаты революции 48-го года: “Надо надеяться, что при ближайшей своей победе народ не будет столь простодушен или забывчив, чтобы оставить всех своих палачей на занимаемых ими постах, как он это сделал в марте.
Можно с уверенностью сказать, что народ не замедлит подвергнуть всю эту банду реакционных чиновников (обратите внимание на терминологию! — Л.Б.), и в первую очередь кровожадных и лицемерных законников, именуемых также “судьями”, шестимесячному предварительному заключению в пенсильванских тюрьмах (тюрьмы с одиночными камерами — Л.Б.), а затем пошлет их для дальнейшего лечения на строительство железных и шоссейных дорог” (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. II. Т. 6. С. 275-276.).Всё это у нас потом реализовалось в полной мере и даже с перехлестом.
Вторая цитата (1852 г.): “... мы говорим рабочим: Вам, может быть, придется пережить еще 15, 20, 50 лет гражданских войн и международных столкновений не только для того, чтобы изменить существующие условия, но и для того, чтобы изменить самих себя и сделать себя способными к политическому господству” (Там же. Т. 8. С. 430).
Это тоже мы пережили: и гражданскую войну, и международные войны-конфликты.
Затем, этот знаменитый тезис Маркса: “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”(Там же. Т. 3. С. 3.). Тезис ярчайшим образом характеризует сущность марксова учения о человеке. Человек для него — это нечто, сводимое к обществу,
к общественным отношениям. (Подробнее о гуманизме и антигуманизме Маркса см.: Л.Е.Балашов. Критика марксизма и коммунизма. М., 1997).Идеология социализма и коммунизма, в какой бы форме она ни существовала, так или иначе абсолютизирует “надиндивидуальное”, “надличное”, а отдельного человека, отдельную личность отодвигает на задний план. Любой социализм обречен. Если идея социализма будет вновь реализовываться, то это опять будет тоталитарное общество, тоталитарный режим.
Механистический тоталитаризм
. Для В.И. Ленина весьма характерно такое высказывание: “Часть должна сообразоваться с целым, а не наоборот”. (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 15. С. 362.)Это высказывание В.И. Ленина удивительным образом перекликается с известным высказыванием А.И. Тургенева, вложенным в уста главного героя романа “Рудин”: “Россия без каждого из нас может обойтись, а мы без нее нет”. Умонастроение односторонней подчиненности отдельного человека надличному целому: обществу ли, государству ли, родине ли, коллективу ли — к сожалению,
было весьма распространенным в прошлом. Ср. с таким высказыванием В.С. Соловьева: “Естественная, органическая связь всех существ, как частей одного целого, есть данное опыта, а не умозрительная идея только”. — Соловьев В.С. Соч. Т. 1, М., 1990. С. 160 (“Оправдание добра”).Независимо от того, что он имел в виду конкретно, это высказывание является выражением определенного умонастроения. В соответствии с этим умонастроением В.В. Маяковский, например, патетически восклицал: “ Единица! Кому она нужна?! Голос единицы тоньше писка... Партия это единый ураган, из голосов спрессованный тихих и тонких, от него лопаются укрепления врага...” (Поэма “Владимир Ильич Ленин”)
В соответствии с этим же умонастроением В.И. Ленин и последующие коммунистические лидеры представляли устройство общества на манер устройства машины-механизма, вполне в духе механистического тоталитаризма
(Механистический тоталитаризм — это представление общества как некой машины, механизма. Человек в таком обществе находится в системе жестко-детерминированных, однозначных связей и рассматривается по-существу как винтик государственного механизма.)
Так, в программном произведении “Очередные задачи Советской власти” (март 1918 г.) В.И. Ленин прямо сравнивал народное хозяйство с часовым механизмом. Он писал: “Ни железные дороги, ни транспорт, ни крупные машины и предприятия вообще не могут функционировать правильно, если нет единства воли, связывающего всю наличность трудящихся в один хозяйственный орган, работающий с правильностью часового механизма. Социализм порожден крупной машинной индустрией. И если трудящиеся массы, вводящие социализм, не сумеют приспособить своих учреждений так, как должна работать крупная машинная индустрия, тогда о введении социализма не может быть и речи” (с. 105).
На протяжении десятилетий это произведение Ленина изучали студенты вузов и техникумов, миллионы и миллионы людей, практически все представители умственного труда — управленческая, научная, инженерно-техническая, художественная интеллигенция.
Соответственно многие руководители, ученые и деятели культуры были заражены идеологией механистического тоталитаризма, когда человек рассматривался в системе жестко-детерминированных, однозначных связей, по-существу как винтик общественного механизма.
В управлении страной — засилье инженерно-технических кадров, которое не преодолено до сих пор.
Фразеология руководителей всех уровней была насыщена механицизмами — словами и оборотами из языка механиков. Профсоюзы и комсомол (молодежная организация) рассматривались вполне официально как приводные ремни партии. Эта фразеология проникла и в песни. В авиационном марше “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью” были такие слова: “а вместо сердца — пламенный мотор!”. Сталин в своей знаменитой речи на приеме в Кремле в честь участников Парада Победы не постеснялся назвать простых людей “винтиками”, “которые держат в состоянии активности наш великий государственный механизм во всех отраслях науки, хозяйства и военного дела”. Само имя “Сталин” весьма символично. В нем стальной смысл. Не случайно человек с этим именем стал преемником Ленина и правил страной 30 лет.
Весь общественный строй, особенно при Ленине и Сталине, носил полувоенный характер. А мы знаем, что военная организация в значительной мере машиноподобна.
Самое интересное, отдельные представители советской философской элиты прекрасно сознавали эту связь между абсолютизацией целого и практическим тоталитаризмом. В пятом томе “Философской энциклопедии” (1970 г.) И.В. Блауберг писал: “односторонняя трактовка тезиса о приоритете целого над частями сопряжена обычно с элементами мистицизма, а в сфере социально-политических теорий ведет к обоснованию тоталитаризма, к обесцениванию личности” (См.: Философская энциклопедия. Т. 5, М., 1970. С. 474).
Процесс декоммунизации в России
. Сейчас в нашей стране, начиная с последних лет советского периода идет процесс декоммунизации. Это весьма сложный, глубокий процесс. Суть его — в освобождении от иллюзий и пут коммунистической идеологии.Освобождение от иллюзий коммунистической идеологии — для тех, кто искренно верил или был убежден в ее правильности. Освобождение от пут коммунистической идеологии — для ее противников или тех, кому она мешала.
Демократически ориентированным философам и политикам рано еще складывать оружие. Не осуждена КПСС как преступная организация. Коммунистическая идеология не объявлена вне закона и ее открыто пропагандируют правопреемница КПСС — КПРФ и другие коммунистические организации. С другой стороны, не приняты многие законы, которые бы обеспечивали свободу рыночных отношений,
в том числе в области землепользования. До сих пор некоторые деятели культуры, ученые, журналисты продолжают считать идеи социализма и коммунизма не только не вредными, но даже привлекательными.Конкретно для России декоммунизация — это процесс постепенного отказа от результатов Октября 1917 г. Если согласиться с тезисом, что революции — локомотивы истории, то следует признать, что Октябрьский переворот 1917 г. не был революцией. По своим последствиям он был контрреволюционным переворотом, так как вверг нашу страну в пучину длительного застоя и даже попятного движения.
Подлинная социальная революция происходит сейчас, начиная с августа 1991 года. Россия только теперь получила возможность развиваться непринужденно, естественно, освобождаясь от идеологических мифов и имперских амбиций, открываясь миру и открывая его для себя.
“Наше время” и ложный объективизм
Сейчас стало чуть ли не правилом хорошего тона ругать наше время, говорить о его тяжестях и т.д. и т.п.. В основном ругают те, кому за 50-60 лет. Здесь мы сталкиваемся с феноменом ложного объективизма. Этот феномен возникает в ситуации, когда человек, ориентируясь на объект, объективную реальность, старается вытравить из своего сознания всё субъективное, как бы вычесть себя из реальности. Такая позиция приводит к тому, что человек перестает учитывать свою особенность-субъективность при рассмотрении объекта и это приводит к ситуации самообмана, ложного объективизма. Ему кажется, что он объективно оценивает вещи. А на поверку сплошь и рядом незаметно для себя вносит в эту оценку свои субъективные черты, пристрастия, поскольку не учитывает их и, соответственно, не корректирует свою оценку. В итоге вместо настоящего объективизма мы видим субъективизм, рядящийся в тогу объективизма, ложный, мнимый объективизм.
Возьмем такой весьма распространенный и где-то даже обыденный пример ложного объективизма: брюзжание стариков по поводу испорченности нынешней молодежи, по поводу плохого нынешнего времени и, напротив, восхваление ими времени своей молодости. При этом они часто уверяют себя и других в том, что объективно оценивают то и другое время. Старики обычно забывают, что в молодости они были полны энергии, положительных эмоций, всё им казалось лучше и что в их старческом состоянии нет уже бьющей через край энергии, чувства большей частью притупились, остыли и господствуют болезненные ощущения, вызванные естественным ходом инволюции, одряхления. Отсюда старики склонны преувеличивать хорошесть времени их молодости и плохость настоящего времени. Поскольку инволюция (обратное развитие) начинается где-то после 25-и лет, в ситуации стариков могут оказаться и 40-летние и 50-летние...
Теперь возьмем пример исследователя, оценивающего наше время. Исследователь, в отличие от брюзжащего старика, старается быть максимально объективным, анализирует массу фактов, взвешивает всё “за” и “против” и только тогда делает выводы, оценивает. Если, однако, он не учитывает своей субъективности, то при оценке сложных явлений, таких как “наше время”, он сплошь и рядом будет тенденциозно анализировать и оценивать факты. Если этому исследователю за 40 или 50 лет, то он будет свои негативные эмоции проецировать на нынешнее время и это время у него будет таким же безрадостным, как его собственная теперешняя жизнь. Если бы этот исследователь взял на себя труд опросить 20-и — 30-летних молодых людей, то он большей частью встретил бы положительную или спокойную реакцию на нынешнее время. И в самом деле, как иначе молодым людям оценивать свое время! Они же в другом не жили. Исследователь, кстати, если он не хочет оказаться в ситуации ложного объективизма, должен учитывать не только свою субъективность, но и субъективность, субъективные ощущения этих молодых людей и вообще других, по возможности, многих людей.
Как мне представляется, исследователь, анализирующий и оценивающий “наше время”, не может делать какие-либо научные выводы, претендующие на однозначную истинность. Ведь феномен “нашего времени” настолько сложен, что любой научный метод-путь будет давать лишь упрощенную и потому одностороннюю картину происходящего в нём. Возможна лишь философская оценка нашего времени. А она по определению не претендует на безусловную истинность и безусловную объективность, беспристрастность. Да, конечно, “не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки”. Но не надо забывать и о том, что “человек — мера всех вещей”. И других мер не существует.
* * *
Похоже, в современной истории России мы наступаем на те же самые грабли, что и в дооктябрьской истории. Тогда принято было болеть за народ и критиковать, обличать порядки. Обличительное направление русской литературы всем известно. В итоге царский режим был сметен вместе со всем хорошим, что было при нем. На волне ненависти к прежней власти — как антитеза — пришел кровавый коммунизм.
А история освободительного или революционного движения в России, начиная с Радищева? Именно неумеренное-преувеличенное сострадание к болям других людей привело вначале к гиперкритике государственного устройства России (см. эпиграф к “Путешествию...” А.Н. Радищева: “Чудище обло,
озорно, огромно, стозевно и лайяй”), затем к призывам “К топору”, затем к народовольческому и эсеровскому террору, и, наконец, к кровавой гражданской войне и тотальному большевистскому террору, длившемуся 70 с лишним лет.Теперь, после крушения коммунизма мы снова начинаем неумеренно всё ругать. К этому хору присоединился и А.И. Солженицын. Еще совсем недавно он обличал, и совершенно справедливо, коммунистический режим. Теперь он почти также страстно обличает нынешнюю власть (Эти строки написаны в декабре
1998 г. [предпоследний год президенства Б.Н.Ельцина]). Он приписывает ей все беды нынешней российской действительности. Если бы он сопоставил положение в России с положением в других странах СНГ, то понял бы, что дело не в конкретной президентской власти, а в объективных трудностях переходного периода, перехода к демократическому обществу. Эта позиция отстраненности и критиканства отнюдь не красит писателя. Он, по всей видимости, относится (или приближается по характеру) к тому типу людей, которых называют протестантами, закоренелыми диссидентами, алармистами. Раньше они протестовали против коммунистического режима, теперь — против нынешнего переходного режима. Они видят только плохое в любой действительности.Слишком болеть за других людей также вредно, как и относиться бесстрастно-равнодушно-цинично к их болям-несчастьям. Во всем нужна мера, в том числе и в этом сострадании. Неумеренное сострадание к одним людям обычно сопровождается неумеренной ненавистью-враждой к другим, живущим относительно благополучной жизнью. К чему приводит такое отношение к людям — мы знаем.
(Кроме того, тревожно настроенные, мнительные люди, алармисты одержимы порой идеей-манией спасения — себя и других, всего человечества.
Преувеличенное отношение к спасению ничего кроме вреда принести не может. Ведь оборотной стороной идеи спасения является представление о чрезвычайщине, о том, что люди якобы живут ненормально, подвергают себя смертельной или иной губительной опасности. Конечно, чрезвычайные (ненормальные) обстоятельства порой случаются в жизни людей. Но они достаточно редки. Об этом свидетельствует опыт человечества. Века и тысячелетия проходят, время от времени появляются разного рода спасители, а люди живут — и живут более или менее нормально. Более того, они развиваются, плодятся, размножаются, улучшают свою жизнь, сами совершенствуются. Так кого же спасают спасители?! Нормальные люди, увлекаемые порой этими спасителями, не могут жить в постоянном напряжении-ожидании чуда спасения. Только некоторые из них, фанатики спасения, время от времени будоражат общество своим кликушеством. Широкий путь жизни несовместим с узкой идеей спасения.
По моему мнению, никого не надо спасать. Правильно сказал один умный человек: пока нас спасают — будем погибать. Спасители человечества — самые опасные люди.
Если кого-то действительно надо спасать, то это очень плохо. Это значит, что спасаемый попал в чрезвычайные обстоятельства и сам уже не способен вырваться из их лап.)
* * *
Вторая причина, почему некоторые из нас плохо относятся к нынешней ситуации в России — это нетерпение. Отсутствие немедленных и зримых положительных эффектов декоммунизации/реформирования истолковывается как “топтание на месте” или даже как “сваливание в яму”. Нетерпение и торопливость — в основном от нашей молодости (не индивидуальной, конечно, а страны в целом).
Не понимают также, что Россия — гигантская страна и все процессы в ней носят достаточно инерционный характер. Ее можно сравнить с большим кораблем. Чтобы радикально изменить курс такого корабля, нужно много времени, гораздо больше чем для подобного изменения курса небольшого катера. Наглядный пример: маленькая Чехия. Не в пример России она быстро реформировалась и добилась ощутимых успехов.
Испытание России войной
Величайшее несчастье России: жестокие и кровавые войны, которые она вела в этом столетии. Наиболее крупные из них: первая мировая в 1914-1918 г.г., гражданская в 1918-1922 г.г. и великая отечественная в 1941-1945 г.г. Россия должна извлечь для себя один урок из этого трагического опыта: осознать, наконец, пагубность любых войн и впредь не допускать их развязывания.
Хорошей защитой от военного романтизма-психоза является всеобщее распространение философии гуманизма. Ценность человеческой жизни должна быть поставлена во главу угла всех политических и правовых институтов. Каждый факт гибели человека в военном конфликте должен быть предметом общественного внимания и разбирательства. Абсолютно недопустим валовой подход к жертвам войны.
Целостность России, ее действительный и возможный распад
12 июня 1990 г., в день принятия съездом народных депутатов РСФСР декларации о суверенитете России, последняя заявила о себе как национальном государстве, сменив этим имперскую ориентацию на национальную.
Со времен Ивана Грозного, т.е. с середины XVI века, Россия расширяла свою территорию в основном за счет территории других народов и племен. Это продолжалось до конца XIX века, т. е. до присоединения Средней Азии. Россия стала империей, достигла громадных размеров. Это привело к значительной неустойчивости и шаткости ее государственного устройства. В итоге наступил перелом. На смену расширению пришел распад. Первый этап распада — в 10-х годах, когда в результате 1-й мировой войны от России отделились Финляндия, Польша, Литва, Латвия, Эстония. Второй этап — в 1991 году, когда от России отделились так называемые союзные республики.
Империи рано или поздно рушатся. Это неизбежно. Не было еще случая в истории, чтобы та или иная империя, достигнув критической массы, не рушилась в короткое историческое время.
Мне думается, уменьшение территории России до размеров практически национального государства (с преобладающим русским населением) — благо для нее. Теперь русская нация имеет возможность развиваться непринужденно-самостоятельно, в своих более или менее естественных границах. Теперь можно подумать и о качественно новом евразийском союзе государств на территории бывшего СССР.
Таким образом, ХХ век оказался переломным для Российского государства. Некоторые исследователи полагают, что процесс распада России не прекратился и ее ждут новые испытания в этом отношении. Мне же представляется, что дальнейший распад России маловероятен. XXI век будет веком консолидации российского общества на новой, демократической основе.
Политическое раскрепощение
ХХ век стал веком политического раскрепощения россиян, становления гражданского общества в России.
Что мы имели в начале века? Неконституционную монархию, самодержавие. Россияне были подданными империи, а не гражданами государства. Они не имели права выбирать правителя страны, выбирать своих представителей в законодательное собрание. Власть принадлежала не народу, а небольшой кучке людей во главе с царем-монархом. Эта небольшая кучка распоряжалась судьбами десятков миллионов людей, в том числе решала вопросы войны и мира, т. е. в буквальном смысле распоряжалась жизнью и смертью миллионов.
Что мы имеем теперь, в конце века? Принятую народом конституцию, избранного президента России, избранных губернаторов субъектов федерации, избранные законодательные органы, избранную судебную власть снизу доверху. Россияне теперь не подданные, а полноправные граждане государства Российского, имеющие право выбора. Они начали жить в соответствии с давним политико-юридическим правилом: “Каждый обязан подчиняется лишь такому закону, на который он сам дал согласие”. В гражданском и политическом плане Россия вступила в семью цивилизованных стран мира.
Экономическое раскрепощение
В плане экономического раскрепощения успехи России в ХХ веке более скромные. Век начался с попытки ликвидации остатков крепостничества в деревне (столыпинских реформ), затем продолжался в условиях коммунистического эксперимента, приведшего к невиданному экономическому закабалению россиян, и заканчивается восстановлением прежнего статус-кво с хорошими перспективами утверждения института частной собственности во всех сферах народного хозяйства страны. По крайней мере, большинство россиян, судя по социологическим исследованиям, осознает необходимость утверждения этого института. Об этом свидетельствуют и последние выборы в уходящем веке (парламента в декабре 1999 г. и президента России в 2000 г.). Мне представляется, что новый парламент и новый президент России положительно решат вопрос о частной собственности на землю.
Россия на всех парах движется в сторону экономической свободы и, по всей видимости, ничто уже ее не остановит.
Россия молодая
Россия все еще остается молодой, растущей и развивающейся страной. На то, что она молода, указывает неровность ее поведения, состояние бури и натиска, которое господствовало в ХХ веке. Произнесенное в 1901 году М. Горьким “Пусть сильнее грянет буря!” очень характерно для умонастроения русского общества, вступившего в пору юношеского бунтарства. Теперь, по прошествии ста лет бунтарство всем надоело. Новая “Песня о буревестнике” в принципе невозможна. Это значит, что наше общество вступает в пору зрелости. Для зрелого общества характерны стабильность и процветание. В плане стабильности Россия уже созрела. О процветании говорить пока рано. России еще нужно работать и работать в этом направлении.
Что ждет Россию в XXI веке?
Сейчас мы постепенно возвращаемся на мировую дорогу прогресса. ХХI век — это век возвращения России в семью европейских народов, век ее развития и расцвета. Вполне возможно, что именно XXI век станет веком величайшего взлета России. Мой прогноз основывается на том, что любое развивающееся целое проходит определенные стадии. После молодости следует зрелость, после подъема — расцвет. Молодости России приходит конец. Она избавилась от патернализма, детского и юношеского обожания отдельных людей (монархов, вождей, начальников). Она избавилась от юношеского максимализма, в частности, от непомерных амбиций типа имперства, богочеловечества, мирового окоммунивания.
Россия вступает в пору разумного сочетания осторожности-терпения и инициативы-смелости, благоразумия и силы.
2. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
Нынешний рубеж тысячелетий, — может быть, единственный для России. Если во втором тысячелетии она возникла (где-то в XII-XIV веках) и поднималась, то в третьем вступит в пору зрелости и вполне возможно, что к концу тысячелетия трансформируется в иное государственно-территориальное образование (например, в Евразийский союз наподобие Европейского союза).
Если мы хотим сохранить основной этнический тип россиянина и русский язык хотя бы в его основе, то должны выработать стратегию самосохранения, развития и становления на длительную историческую перспективу. Как мне представляется, главное в этой стратегии — поиск среднего пути между Сциллой замкнутости-самоизоляции и Харибдой открытости-всеядности. Это далеко не простая задача. Во-первых, поиск среднего пути должен быть постоянным, периодически-перманентным. Во-вторых, он должен быть конституционно-законодательно оформленным.
Если иметь в виду поиск среднего пути применительно к русскому языку, то, с одной стороны, должна вестись борьба за его чистоту, а с другой, нужно расширять границы и возможности языка, в том числе благодаря включению в него иноязычных элементов.
Теперь о сохранении основного этнического типа россиянина. Речь идет, конечно, о русском человеке. При нынешней демографической ситуации, которая длится уже не одно десятилетие, мы, русские, рискуем в результате депопуляции (вымиранию населения), с одной стороны, и расширенного воспроизводства иных этносов, с другой, остаться на территории России в меньшинстве. Деликатность проблемы состоит в том, что, заботясь о себе, мы не должны в то же время нарушать права других этносов. Как решить ее? Это очень непростой вопрос.
Обобщенно говоря, в ХХ столетии мы пожинаем “плоды” однобокого развития европейской цивилизации, к которой принадлежим вместе с североамериканцами. Социологи и демографы давно уже бьют тревогу: падает рождаемость, все более угрожающими становятся факторы, ведущие к депопуляции. Демографы называют порог — 2,15 ребенка на одну женщину, — ниже которого происходит уменьшенное воспроизводство человека. Имеются уже целые страны, в которых уровень рождаемости значительно ниже этого порога. Так, в Германии он равняется 1,4 ребенка на одну женщину. Не лучше положение в России, особенно в последние годы. Бич современного культурного общества — малодетная (однодетная и двухдетная) семья. Демографы еще в советское время подсчитали, что если бы все семьи были двухдетными, то население страны уменьшилось бы вдвое через 350 лет. А если бы все семьи были однодетными, то оно уменьшилось бы вдвое уже через 53 года. Дело как раз идет к тому, что преобладающей формой семьи становится однодетная. Более того, сама семья как социальный институт распадается. И это понятно. Возникла ситуация порочного круга. Малодетность приводит к тому, что последующие поколения людей, выросшие в малодетных семьях, утрачивают необходимые качества для совместной жизни в семье, вследствие чего заключаемые браки становятся все менее и менее прочными.
Факты таковы, что современному цивилизованному обществу грозит медленная смерть, если не будут предприняты серьезные меры по повышению рождаемости, укреплению семьи или ее преобразованию в иной социальный институт, благоприятный для воспроизводства человека.
(Обращаем внимание читателя: речь идет именно о цивилизованном обществе. В странах “третьего мира” мы наблюдаем обратную картину. Медленная смерть им пока не грозит. Но о них нельзя говорить как о цивилизованных, культурно развитых странах.
В целом для человечества важно соединение двух важнейших факторов жизни: нормальное воспроизводство населения и прогресс культуры, цивилизации. Пока людям не удается сколько-нибудь удовлетворительно соединить эти два фактора. На одном полюсе мы наблюдаем расширенное воспроизводство жизни при недостатке ее качества, культуры. На другом полюсе — улучшение качества жизни, прогресс культуры, но: при убывающем народонаселении.)
Все наши успехи в области науки и техники, все наши культурные достижения ломаного гроша не стоят, если не будет решена проблема воспроизводства человека. В результате депопуляции, вымирания просто некому будет пользоваться плодами науки, техники, культуры. Современное общество рискует оказаться невольным самоубийцей.
Нужен сбалансированный подход. Проблемам воспроизводства человека должно уделяться, по крайней мере, не меньше внимания, чем развитию экономики, науки, техники, культуры. Пока этого нет. Взять хотя бы любовь. Она находится как бы в фокусе проблем воспроизводства человека. И что же? Может ли общество “похвастаться” достаточным вниманием к нуждам и запросам любви? Нет, конечно. Когда любящие молодые решают создать семью, то далеко не всегда они имеют возможность “свить свое гнездо”, т. е. жить совместно в нормальных жилищных условиях. Далее, очевиден такой факт, как ухудшение
благосостояния семьи в результате рождения ребенка. Имеющие детей явно проигрывают в экономическом отношении тем, кто не имеет детей. Труд родителей по-настоящему не оценен обществом. Можно прямо сказать, что современное общество проводит антидетскую политику. Такая политика близорука и чревата медленной смертью общества. Нужно, наконец, осознать важность охраны самого человека как живого существа, как уже осознали важность охраны окружающей среды. Нужно осознать, наконец, необходимость неотложных мер по налаживанию устойчивого воспроизводства человека (не за счет “плодовитости” сельских жителей, которых становится все меньше и меньше, а за счет разумно организованного, сбалансированного труда, отдыха и быта городских жителей).Далее. Человек должен быть по-своему дальновиден в любви и в семейной жизни вообще. Ему нужно думать не просто о детях, а о том, чтобы заложить в них уважение к предкам и сознательное стремление к дальнейшему продолжению рода. Ведь не секрет, что родители часто не думают об этой стороне воспитания детей. Они либо стремятся воспитать просто хороших людей (а это утопия: просто хороших людей не бывает), либо думают лишь о профессиональной или творческой судьбе детей. Дети же, помимо всего прочего, должны продолжить род. Воспитание их в духе уважения к детопроизводству, животворчеству — отнюдь не простая задача. Жизнь мстит тем, кто об этом забывает. Сколько уже родов, генеалогий кануло в лету из-за пренебрежительного отношения к животворчеству! Вырождение, вымирание грозит тем человеческим сообществам, которые легкомысленно относятся к ценностям продолжения рода.
* * *
В общем и целом судьба России в третьем тысячелетии будет гораздо более тесно переплетена с судьбой всего человечества, чем это было во втором тысячелетии.
3. МИР НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
1. ХХ век — самый интенсивный, самый событийный век в истории человечества. Еще более интенсивным, богатым событиями будет наступающий XXI век.
2. ХХ век — время мировых войн-конфликтов, возникновения, подъема и краха тоталитарных режимов, гигантского научно-технического прогресса, революции в производстве и потреблении, крушения колониализма, колониальных империй, нового взлета художественной культуры.
3. Если считать критерием исторического прогресса прогресс в деле свободы, то ХХ век, несомненно, — это век прогресса.
(О становлении-прогрессе см. ниже, п. “Становление, эволюция, революция”).
Самый главный шаг человечества по пути прогресса — выход в космос. И этот выход состоялся в ХХ веке. Фактом выхода в космос человечество решило задачу, превосходящую всё, что могла сделать живая природа на Земле. Ни один живой организм, ни одно живое существо самостоятельно, свободно не могут и не могли выйти в космос. Это оказалось под силу только человеку. Человек, таким образом, окончательно вырос из штанишек биологического становления.
4. ХХ век оказался переломным в истории человечества и в истории живой природы на Земле. Было создано термоядерное оружие, применение которого в больших масштабах может привести к гибели человечества и высших форм жизни на Земле. Речь идет о ядерной зиме, которая может наступить в результате широкомасштабной термоядерной войны. Впервые возникла реальная возможность-угроза быстрого самоуничтожения человечества и уничтожения высших форм жизни в результате термоядерной войны.
4. В ХХI веке не произойдет ничего экстраординарного. Человечество не погибнет, но и не решит всех своих проблем.
5. ХХI век будет, несомненно, веком дальнейшего мощного прогресса в деле свободы.
Это, во-первых, будет век первых поселений людей в космосе.
Во-вторых: будет, наконец, решена задача создания управляемой термоядерной реакции. Энергетически человечество перестанет зависеть от традиционных полезных ископаемых и в значительной степени станет независимым от Солнца как источника энергии.
В-третьих, будет решена в основном задача обеспечения экологической безопасности. Человечество научится отслеживать и устранять отрицательные экологические последствия своей деятельности.
В-четвертых, существенно вырастет число государств с демократической формой правления. Если в XIX веке таких государств насчитывалось единицы, а к концу ХХ века их стало десятки, то в ХХI веке их станет большинство. К концу XXI века подавляющее большинство конфликтов между людьми и их группами-сообществами будет разрешаться правовым путем. Роль Организации объединенных наций и подобных ей международных организаций в жизни человечества значительно вырастет.
В-пятых, будет идти дальнейшая гуманизация жизни общества.
В частности, благодаря информационно-компьютерной революции отдельный человек будет более независим от властных структур, от государства, от общества и в то же время будет иметь возможность устанавливать контакт со все большим количеством людей, с обществом.
Будет продолжаться смягчение нравов. Это прежде всего — гуманизация пенитенциарной системы, отмена смертной казни вообще, даже за особо тяжкие преступления. Человек, идущий на убийство по злому умыслу, будет рассматриваться как людоед, психически больной со всеми вытекающими последствиями (принудительное лечение вместо тюремной изоляции от общества).
В-шестых, будет продолжаться сексуальная революция. Формы отношений между мужчинами и женщинами будут более многообразными и гибкими. Сексуальная невинность и неопытность молодых людей не будут больше рассматриваться как положительно значимые условия при вступлении в брак. Секс станет, наконец, элементом культуры (обучения, образования и т.п.), окончательно отделится от деторождения.
В-седьмых, в XXI веке люди найдут принципиальное решение проблемы наркомании. Сначала эта проблема будет обостряться и к середине века достигнет апогея. Затем общими усилиями ученых, политиков, педагогов, врачей будет найден общий подход к ее решению.
В-восьмых, будет решена проблема борьбы со СПИДом.
В-девятых, будет продолжаться научно-техническая революция.
5. В ХХI веке далеко не всё будет так безоблачно.
Вполне возможно применение ядерного или иного оружия массового уничтожения и гибель из-за этого сотен тысяч и даже миллионов-десятков миллионов людей. Применение ядерного оружия скорее всего будет иметь место (1) в конфликтах типа конфликта между Индией и Пакистаном, и (2) в террористических актах отдельных людей и небольших террористических групп.
Вообще проблема борьбы с терроризмом в самых разных его проявлениях будет одной из основных проблем человечества в XXI веке.
Вполне возможны кровавые войны и гибель в их огне миллионов (десятков и даже сотен) людей. В этом плане XXI век будет ненамного лучше ХХ века.
Наиболее вероятны кровавые войны в результате межнациональных, межэтнических и межрелигиозных конфликтов.
Опасность исламского фундаментализма будет нарастать в начале XXI века. К середине века возможно ослабление его влияния. Это станет возможным благодаря демократическим переменам в Иране, Ливии... Иран ждет то же самое, что и СССР в 1991 году. Исламский режим в конечном счете рухнет.
Вполне возможны экологические катастрофы типа Чернобыля. Земля-матушка в конце XXI века будет напоминать лоскутное одеяло из опасных и безопасных зон жизни. Человечество не сразу научится отслеживать и устранять отрицательные последствия своей деятельности. Плата за это — гигантские зараженные территории, сравнимые с размерами небольших государств.
Вероятность наступления ядерной зимы и гибели земного человечества хотя и очень мала, но всё же существует. Учитывая эту вероятность, люди должны как можно быстрее решить задачу создания автономных поселений в космосе (на околоземной орбите, на Луне, на Марсе и т.д.).
6. Предвидя опасности, которые ожидают человечество в XXI веке, нужно уже сейчас думать над тем, как их минимизировать или устранить.
4. МИР НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
Теперь о том, что было и что будет в Масштабе тысячелетий.
1. Возрастание численности людей. В 3-м тысячелетии численность всех людей возрастет на много порядков, в основном за счет внеземной части человечества.
2. В первом тысячелетии люди еще не знали пределов Земли, не знали друг о друге (Америка, Австралия, частично Африка и Евразия практически ничего не знали друг о друге).
Во втором тысячелетии люди узнали пределы Земли, узнали друг о друге, стали взаимодействовать друг с другом.
В третьем тысячелетии люди создадут космическую цивилизацию, освоят околосолнечное пространство и с большой долей вероятности начнут осваивать галактическое пространство. Может быть даже они выйдут за пределы галактики и будут осваивать пространство Метагалактики.
Если во втором тысячелетии люди ничего не знают о существовании внеземных цивилизаций, а лишь предполагают, что таковые существуют, то в третьем тысячелетии, безусловно, будут установлены контакты с внеземными цивилизациями.
3. В третьем тысячелетии сильно изменится биологический тип человека. Будет идти, с одной стороны, процесс дивергенции, расхождения генетических типов людей вследствие увеличения разнообразия условий их космической жизни, а, с другой, процесс конвергенции, схождения генетических типов вследствие естественного или искусственного смешения типов.
4. В 3-ем тысячелетии люди увеличат продолжительность своей жизни как минимум, на порядок.
5. Вполне возможно создание небиологического и/или смешанного (биотехнического) типа человека.
6. В 3-м тысячелетии люди освоят околосветовые скорости, а может быть и сверхсветовые.
В ЧЕМ СОСТОИТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС?
Критерий исторического прогресса: прогресс в деле свободы. Конкретно это выступает в виде усиления-дублирования естественных биологических органов: органов чувств, действия и движения, психики-мозга и т.п.
Прогресс в скорости и в возможностях передвижения: приручение лошади, изобретение колеса, колесной повозки, лодки, парусного корабля, паровоза, железной дороги, парохода, автомобиля, самолета, вертолета, космической ракеты, космического корабля.
Прогресс в возможностях действия: овладение огнем (генерирование тепла, приготовление пищи, изменение формы материала), изобретение стрелы и других метательных снарядов, изобретение пороха, машин и механизмов (водяной и ветряной мельниц, ткацкого станка, самопрядки и т.д.), паровой машины, электрогенератора, электродвигателя, динамита, атомной бомбы, атомного реактора.
Прогресс в возможностях физического развития: возникновение и развитие физической культуры и спорта.
Прогресс в возможностях профилактики болезней и их лечения: возникновение и развитие медицины, в частности, изобретение антибиотиков, пересадка сердца и других органов.
Прогресс в способах добывания пищи и добывания-выращивания различных материалов для одежды и т.д.: охота с применением орудий, скотоводство, земледелие, современное сельское хозяйство.
Прогресс в возможностях получения информации: зрительной: изобретение очков, телескопа, микроскопа, подзорной трубы, бинокля; внечувственной: ультразвука, радиолокации, радиотелескопов.
Прогресс в возможностях сохранения и передачи информации: изобретение членораздельной речи, письменности, переход от иероглифической к буквенной письменности, изобретение глиняных плиток, бумаги, книгопечатания, телеграфа, телефона, радио, кино, телевидения, проигрывателей, магнитофонов, ксерокопирования, видеотехники.
Прогресс в возможностях сохранения, передачи и переработки информации: изобретение ЭВМ, персонального компьютера, интернета.
Прогресс в возможностях эмоционального общения: развитие искусства и художественной литературы.
Прогресс в возможностях познавательной деятельности и общения: возникновение и развитие науки.
Прогресс в возможностях интеллектуальной деятельности и общения:
развитие философии.ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
Я предлагаю делить человеческую историю на четыре больших периода:
1) первобытный период: присваивающе-производящий;
2) аграрно-ремесленно-торговый (начиная с неолитической революции до конца XVIII в.);
3) машинно-информационный (с конца XVIII века — с момента изобретения паровой машины — до примерно середины-конца XXI века);
4) космический.
Первобытный период — присваивающе-производящий период. Это не только эпоха присваивающей деятельности, иначе первобытные люди ничем не отличались бы от животных. Особенностью первобытных людей по сравнению с высшими животными было то, что они присваивали себе природные богатства с помощью изготавливаемых ими различных орудий деятельности: огня, рубила, топора, ножа, лука, копья, сети и т.д.
Поэтому правильнее охарактеризовать деятельность первобытных людей как присваивающе-производящую. Присваивающая деятельность — это охота, рыболовство и собирательство. Производящая деятельность — это изготовление простых орудий труда, оружия и предметов быта, использование огня для приготовления и консервирования пищи.
Первобытные формы объединения людей еще близки к стадам-стаям животных: это семьи, общины, роды, племена, племенные союзы. Если семьи и общины во многом напоминают семьи-стаи-стада высших животных, то роды, племена и племенные союзы — это уже чисто человеческие объединения. Они основаны не только на родстве, общности происхождения, но и на общности языка. Язык, членораздельная речь — мощное орудие общения людей, их взаимодействия в разных видах деятельности.
В первобытном обществе можно выделить два больших периода:
1) присваивающе-орудийный, доогненный
2) огнеделательный (последние примерно 500 тысяч лет, по некоторым данным — 1 миллион лет).
Овладение огнем настолько важно для становления человека, что его смело можно назвать первой революцией в истории человечества.
Второй большой период человеческой истории, следующий за первобытным — это аграрно-ремесленно-торговый период (начиная с неолитической революции, примерно от 9-6 тысячелетия до н.э., и до конца XVIII века). Совершается переход от преимущественно присваивающих форм деятельности, когда человек в основном присваивал готовые продукты природы (животных, растения), к сельскохозяйственному производству (скотоводству и земледелию), ремесленничеству и торговле.
Возникает разделение труда: между скотоводством, земледелием, ремесленной деятельностью, торговлей, государственно-политической и жреческо-религиозной деятельностью, между физическим и умственным трудом, между инженерной, научной, художественной, философской деятельностью.
Формы объединения людей приобретают характер территориальных — возникают и развиваются государства. На смену родам, племенам и племенным союзам приходят народности и нации с их своеобразными обычаями, традициями, материальной и духовной. культурой. Устная речь дополняется письменной. Письменность развивается от иероглифической к буквенной, от рукописной к книгопечатанию.
Третий большой период истории можно охарактеризовать как машинно-информационный: с конца XVIII века (с момента изобретения паровой машины) до примерно середины-конца XXI века, когда появятся первые поселения людей в космосе. Люди объединяются не только в отдельные государства, но и в межгосударственные союзы, в мировое сообщество наций.
Основной особенностью третьего периода является необыкновенное усиление всех человеческих способностей: прежде всего физических, благодаря машинной технике, и умственных, благодаря информационной технике.
Машинная техника этого периода отличается от орудий труда, простых машин и механизмов предшествующего периода тем, что ее силовые, энергетические параметры не лимитируются мускульной силой человека, некоторых животных (быка, лошади, осла) или силой падающей воды и ветра. Напротив, от десятилетия к десятилетию они растут в очень высокой прогрессии — от силы пара к ядерной силе. Подъемная сила двигателей космических ракет равна уже тысячам и десяткам тысяч лошадиных сил.
Информационная техника — не только письменность, полиграфия, почтовая связь, но и электрический телеграф, телефон, радио, граммзапись, магнитофон, телевидение, видеотехника, ЭВМ, компьютерная техника. Эти информационные средства значительно усиливают психические и умственные способности человека на всех стадиях информационного процесса (получения, сохранения, переработки и передачи информации).
Машинная техника и информационные средства — эти материальные усилители человеческих способностей — являются, с одной стороны, результатом развития человека, его творческих способностей, таланта, гения, а, с другой, сами необыкновенно развивают его, все его способности.
Третий период — эпоха становления массового образования и обучения, массовой физической культуры и спорта. Постепенно люди переходят в своем большинстве от растительно-рутинной жизни, освященной веками и тысячелетиями сельского труда, к жизнетворчеству: научному, художественному, изобретательскому, управленческому, философскому...
Четвертый большой период — космический. Начало эмбрионального развития космической цивилизации (в недрах машинно-информационного общества) можно датировать 1957-1961 годами, когда был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли и состоялся первый полет человека в космос.
Ближайшее будущее человечества — космическая цивилизация. Человек сначала будет осваивать околоземное пространство, затем околосолнечное и далее — галактическое пространство. Он значительно изменится как живое существо, приобретет самые разные биологические формы. Часть космического человечества (а может быть и всё человечество) откажется от живорождения и будет выращивать потомство в искусственных биологических условиях.
Освоение космического пространства будет сопровождаться дальнейшим прогрессом науки, техники, искусства и других форм культуры.
На смену общей судьбе человечества как земного сообщества живых существ придет множественное сосуществование космических цивилизаций, где-то объединенных, где-то только взаимодействующих друг с другом, а где-то изолированных друг от друга. На смену конвергенции культур, народов, земного человечества придет дивергенция космического человечества. Следствием этого будет то, что темпы развития-становления разных космических цивилизаций будут весьма различными.
* * *
В заключение хотелось бы разъяснить позицию относительно понимания исторического процесса в целом, его качества и количества, направления (направлений) и темпа. 3-е тысячелетие по своей интенсивности и результативности будет, наверное, равно десяткам и даже сотням тысяч предшествующих лет. Таким образом, производимый здесь исторический счет реально охватывает не две тысячи лет (предшествующие и последующие), а гораздо больший период времени. Для этого и были рассмотрены такие общие вопросы как “исторический прогресс”, “периодизация человеческой
истории”. Без их осмысления не может быть правильного понимания хода истории, понимания того, что было и что будет с нами.Здесь уместно также рассмотреть такие предельно широкие понятия, как становление, развитие, эволюция, революция. Зона действия обозначаемых этими понятиями процессов, безусловно, выходит за рамки анализируемого исторического периода и вообще человеческой истории. Тем не менее, стоит поразмышлять над их категориальным статусом. Ведь они как меридианы и параллели позволяют определить направление исторического процесса, возможные пути-дороги на длительную перспективу.
5. СТАНОВЛЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, РЕВОЛЮЦИЯ
В двадцатом веке человечество “натерпелось” от революций. Идея революции сильно дискредитировала себя. Особенно в России. Почти все стали эволюционистами-постепеновцами. И автор не исключение. Однако, эмоции эмоциями, а логика изложения материала требует, чтобы тема революции была рассмотрена. Понятие революции находится в тесной логической связи с понятием эволюции и игнорировать этот факт нельзя. Начну с того, что эволюция и революция лишь сравнительно недавно были осознаны людьми как важные идеи-понятия. А их категориально-логический статус не определен до сих пор. В моей версии категориальной логики (См.: Балашов Л.Е. Мир глазами философа. Категориальная картина мира. М., 1997) эволюция и революция рассматриваются как виды становления. В неорганической природе им соответствуют постепенное изменение (постепенность) и скачкообразное изменение (скачок). Эволюция и революция — процессы, которые охватывают собой сложные органические изменения, т. е. их необходимым элементом являются процессы развития. “Скачок” и “постепенность” характеризуют сравнительно простые изменения. Они используются главным образом для характеристики неорганических процессов. Например, выветривание скалы вплоть до ее полного исчезновения — это постепенное изменение, а разрушение скалы в результате землетрясения — это скачкообразное изменение.
Кстати, эволюционная теория Ламарка и теория катастроф Кювье суть не что иное как попытки объяснения сложных органических процессов эволюции и революции с помощью неорганических понятий постепенности и скачка.
Дарвиновская теория происхождения видов, хотя и использовала язык органических понятий, обладает тем недостатком, что она пыталась объяснить революционные по своей сути процессы (а происхождение видов относится к таковым) с помощью инструментария эволюционной теории. Лишь с появлением генетической теории мутаций стало возможным объяснение биологических революций. В этой связи, с категориально-логической точки зрения правильнее говорить не об эволюции живой природы, а о ее становлении. Ведь теперь совершенно ясно, что в живой природе наряду с эволюционными (постепенными) процессами время от времени случаются революционные (скачкообразные) процессы. И последние не менее важны для становления живой природы, чем первые.
Отношение между понятиями революции и эволюции обоюдно-симметрично. Как революция логически связана с эволюцией, предполагает ее, так и эволюция логически связана с революцией, предполагает ее. Иными словами, становление полноценно лишь при наличии обоих процессов: революции и эволюции. Без революции становление не двигается вперед, не прогрессирует, "топчется на месте", "ходит кругами", повторяя, воспроизводя одни те же формы. Без эволюции становление эфемерно, нежизнеспособно, катастрофично.
Революция “решает задачу” достижения более высокой ступени становления через рождение нового, небывалого.
Эволюция “решает задачу” развития, совершенствования и распространения нового, укрепления его позиций на достигнутой ступени лестницы становления. Революция — это переход от более низкой, более простой формы развития к более высокой, более сложной форме. Эволюция — это развитие развития, т. е. развитие однажды возникшей формы развития.
Интересно проанализировать этимологию слов революция и эволюция
. Революция происходит от позднелатинского revolutio, что значит поворот, переворот. В самом деле, революция — это переход одной противоположности в другую, изменение вплоть до наоборот, поворот на 180% и т. д. и т. п. В ней акцент падает на изменении, на противоположности. Эволюция происходит от латинского evolutio, что значит развертывание. В отличии от революции в эволюции акцент падает на сохранении, на изменении внутри сохранения, на усилении сохранения, сохраняющегося, на тождестве с исходным состоянием, на выявлении, развертывании того, что есть. Можно видеть, что этимологически слово эволюция близко по смыслу нашему русскому слову развитие. Это, действительно, очень близкие категории. Тем не менее они отображают разные срезы реальности. Эволюция выступает в паре, в логической связи с революцией. У развития нет такой пары. Если теперь привести конкретный пример развития: эмбриональное развитие (эмбриогенез) — то увидим, что это развитие принципиально отличается от эволюции. Оно строго циклично, спиралеобразно, запрограммировано, протекает строго определенным образом и т. д. Эволюция не такова. Ее цикличность, спиралеобразность, запрограммированность не так выражены. Бессмысленно говорить о развитии зародыша как эволюции. Далее, если возьмем развитие человека от момента рождения, то и в этом случае разница между развитием и эволюцией очевида. Индивидуальное развитие человека в высокой степени запрограммировано и генотипически, и фенотипически. Человек так или иначе "проходит" этапы детства, юности, зрелости... Если же он эволюционирует (например, в своем поведении, в своих взглядах), то эта эволюция может быть самой разной и непредсказуемой.Выше, сравнивая становление и развитие, я говорил о том, что становление — это цепь переходов от низших форм развития к высшим или от развития одной степени сложности к развитию другой, более высокой степени сложности и от развития этой степени сложности к развитию еще более высокой степени сложности. Более общее представление о становлении как движении от одного уровня взаимоопосредствования, органического синтеза к другому уровню, а от этого другого к третьему и т. д. дает приводимая ниже диаграмма:
Графически становление означает расширение центрального круга, пошаговый "захват" или "освоение" "территорий", относящихся к противоположным категориальным определениям (необходимости и случайности, порядку и беспорядку, обратимости и необратимости и т.д.). В смысловом плане это означает углубление взаимоопосредствования, расширение рамок органического синтеза этих категориальных определений. В самом деле, чем выше форма живого, тем она, с одной стороны, более устойчива, более едина, целостна и т. д., а с другой, более изменчива, более многообразна, сложна и дифференцирована... Человек, будучи высшей формой жизни на Земле, достиг наибольших успехов в деле освоения пространства и времени, качества и количества материи, порядка и беспорядка, внутреннего и внешнего.
Выше я употребил выражение пошаговый "захват" "территорий". Этим я хотел сказать, что расширение центрального круга или "захват территорий" не является чисто непрерывным, постепенным процессом, а включает в себя также дискретный, скачкообразный момент. Понятия эволюции и революции как раз и обозначают эти два разных момента становления. Эволюция характеризует становление как непрерывный, постепенный процесс, революция — как дискретный, скачкообразный процесс.
(Употребляя выражения постепенность и скачок по отношению к эволюции и революции, мы в известной мере огрубляем, упрощаем эти понятия. Об этом нужно помнить. Ведь на самом деле эволюция не является чисто постепенным, непрерывным процессом, а революция — чисто скачкообразным, дискретным процессом (или, как говорят еще, перерывом постепенности). В эволюции мы можем наблюдать скачкообразные изменения, а в революции — постепенные изменения. Примером скачка в эволюции применительно к человеческому обществу является реформа. Эволюция и революция глубоко опосредуют друг друга и именно поэтому они не являются чисто постепенными или чисто скачкообразными изменениями.)
Диаграмма позволяет также объяснить с категориально-логической точки зрения феномены одноплоскостного развития и феномены регресса, деградации, инволюции. В случае одноплоскостного развития круг взаимоопосредствования не сужается и не расширяется. В случае регресса, деградации, инволюции круг взаимоопосредствования сужается, сжимается вплоть до шагового перехода на ступень ниже, на более низкий уровень развития.
Эволюция и революция в человеческом обществе. Человеческая история — продолжение истории живой природы и в качестве такового она не хуже и не лучше последней. Как и в истории живой природы, в ней есть место для эволюций и революций. Она — арена эволюционных и революционных процессов.
В последние два-три века в связи с известными историческими событиями, процессами понятия эволюции и революции стали предметом ожесточенных споров и дискуссий. К ним, как ни к каким другим понятиям, применим тезис Т. Гоббса: если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они, наверное опровергались бы. Консервативно настроенные люди вообще против любых изменений: и революционных, и эволюционных. Умеренные эволюционисты за постепенные изменения-преобразования, за реформы, но против революций. Революционеры, конечно, за революционный путь преобразования общества, хотя они не отвергают и путь реформ (но только не вместо революции, а после нее). И, наконец, ультрареволюционеры-ультрарадикалы за перманентную, непрерывную революцию и против эволюционных изменений-преобразований. Крайние взгляды, нужно, безусловно, отсечь как абиотические, противоестественные, антигуманные. Умеренные взгляды с той и другой стороны заслуживают того, чтобы относиться к ним серьезно. Сторонники социальной эволюции утверждают, что для общества как большой массы, статистического ансамбля людей наиболее естественны, соразмерны медленные, постепенные изменения. Сторонники социальной революции утверждают, что общество подобно живому организму имеет устойчивую форму, организацию, которую можно изменить лишь скачком, т. е. что переход от одного способа организации общества к другому невозможен эволюционным путем. Те и другие правы по-своему. Каждый из них видит общество с одной стороны. Эволюционисты слишком большое значение придают содержанию, считают, что его изменением можно добиться всего, а форму предлагают не трогать, не изменять. Революционеры, напротив, преувеличивают значение формы (вернее, не формы, а ее изменения), считают, что от изменения формы зависит все, а содержание — этакое приложение к форме, которое автоматически меняется вслед за ее изменением. Эволюционисты "молятся" на старое, потому что оно старое. Революционеры "молятся" на новое, потому что оно новое.
Революция без эволюции — социальное потрясение, катастрофа. Эволюция без революции — социальный застой, болото, медленная смерть. Сторонники эволюции и революции должны осознать, что для общества в равной степени важны революция и эволюция, и договориться друг с другом. Ожесточение споров, войн белых и красных должно уйти в прошлое. Приверженцы старого пусть знают, что новое рано или поздно придет на смену старому или потеснит его; с ним лучше разбираться спокойно, по-человечески, без крови и насилия, лучше договариваться, а не драться. Сторонники нового пусть знают, что насилие над старым, торопливость, забегание вперед может обернуться поражением нового. Опыт Октябрьского переворота в России показывает также, что новое не всегда является действительно новым, т. е. поднимающим жизнь общества на более высокую ступень становления. Это "новое" может быть движением в сторону или даже движением назад (как в случае, например, с исламской "революцией" в Иране). Октябрьский переворот не был по-настоящему революцией (“Великая Октябрьская революция” —идеологический миф). Ведь даже согласно Марксу революции — локомотивы истории. А результаты и последствия Октябрьского переворота не таковы. Коммунистическая Россия все время плелась в хвосте мирового прогресса, была фактически, за малым исключением, паразитом мирового прогресса. Знаменитый лозунг 30-ых годов "Догоним и перегоним!" так и не был реализован. Да, Октябрьский переворот привел к серьезным изменениям в жизни России. Но были ли эти изменения восхождением от низшего к высшему? Нет, конечно.
Оказывается, не все, что люди называют революцией, на самом деле является революцией. Общественные потрясения и государственные перевороты сами по себе не являются революциями. Революция — такое изменение формы общества (общественного строя), которое ведет к переходу от низшего к высшему. Всякое другое употребление слова "революция" является осознанным или неосознанным искажением его смысла, политической спекуляцией или наивной демагогией.
Оценить тот или иной общественный процесс как революцию можно скорее всего лишь ретроспективно, задним числом, по прошествии определенного, достаточно длительного времени. (Выше я говорил, что революция имеет смысл революции лишь в логической связке с эволюцией. Она должна быть подготовлена эволюцией и проверена, испытана на прочность эволюцией же.)
Лев Евдокимович БАЛАШОВ
РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ-ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
(что было и что будет)
ББК 87.817
Б
20О цикле “Философские беседы”
Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу проблем. Он рассчитан на читателя, которому интересно философствование само по себе. Таким читателем может быть и философ, и деятель науки, культуры, и учащийся, студент, аспирант.
Книги цикла относятся к разряду развивающей литературы и могут служить учебными пособиями для пополнения знаний по философии.
Балашов Л. Е.
Россия и мир на рубеже веков-тысячелетий (что было и что будет
). М., 2000-2001. — 31 с.
Автором изданы:
Отзывы и предложения направлять по адресу:Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., 9, 110.
Телефон: 397-77-91 E-mail: lev_balashov@mail.ru
На сайте “http://balashov44.narod.ru” размещены электронные тексты большинства книг автора.
ISBN 5-87532-107-5 © Балашов Л.Е., 2000
ИЗДАТЕЛЬСТВО “ACADEMIA” Лицензия ЛР № 062139 от 26 января 1998 года
О книгах цикла “Философские беседы”
В книге
”Мир глазами философа. (Категориальная картина мира)” предложена оригинальная версия категориальной картины мира, категориальной (собственно философской) логики. Эта версия, с одной стороны, продолжает линию Аристотеля-Гегеля в разработке философских категорий (исследовании категорий мышления, категориального строя мышления). С другой, она содержит ряд новых моментов.Книга представляет собой систематическое изложение проблем категориальной логики, лежащих в фундаменте философии, философского мышления, миропонимания.
Книга “Жизнь, смерть, бессмертие” — не для любителей эзотерики, мистики, паранауки и т.п. Она для тех, кто любит философию и философствование без посторонних прибавлений. В книге излагается реалистическая концепция жизни, смерти, бессмертия. Автор критикует односторонние точки зрения на жизнь только как на смертную или бессмертную. Он выдвигает и обосновывает идею “делания” бессмертия, показывает сложный характер этого “делания”. Анализируя феномен реального бессмертия, автор приходит к выводу, что наряду с потенциальным существует актуальное бессмертие.
В концентрированном виде основная идея книги выглядит так: абсолютное индивидуальное бессмертие невозможно, но возможно и реализуемо бесконечное приближение к идеалу абсолютного бессмертия.
В книге
“Как мы думаем?” освещаются четыре темы:u
Способности мышления — ум, разум, Рассудок.u
Идея — мысль Разума.u
Категориальный строй мышления.u
Здравый смысл, здравомыслие.В брошюре “Золотое правило поведения
” освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития — через призму исследования золотого правила поведения.“
Критика марксизма и коммунизма” — сборник статей и материалов разных лет. Книга написана в жанре критического философствования.В брошюре “Соответствия и антисоответствия между категориями” излагаются результаты одного философского открытия. Суть открытия в следующем. Автором выявлены объективные соответствия между парами, семействами категориями. Соответствия таковы, как будто одни и те же пракатегории “задались целью” повториться в ином обличье в каждом категориальном семействе.
В брошюре “Либерализм и свобода” с самых широких философских позиций рассматриваются понятия “либерализм” и “свобода”. Автор считает, что понятие либерализма нужно очистить от наслоений, порожденных ограниченными мнениями о свободе и мнениями, не относящимися собственно к либерализму как идеологии свободного человека.
В брошюре “Что такое философия?” обосновывается идея философии как особого типа культуры, обсуждаются темы: отличие философии от научного познания, предмет и “части” философии, философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений. В приложении представлен проект Академии философии.
В книге
“О любви” собрано всё, что написано автором о любви в разные годы. Это и философские рассуждения, вытекающие из концепции, изложенной в книгах “Мир глазами философа” и “Жизнь, смерть, бессмертие”. Это и мысли, рожденные личным опытом.Автор не претендует на целостную теорию любви. Он обращает внимание читателя лишь на то, что ему самому интересно как человеку и философу.